Театральное дело

«Дело надо делать», — этими словами из своей постановки по сказке В.Шукшина «До третьих петухов» завершил творческую встречу «Театр — моя жизнь» в центральной библиотеке режиссер Артур Арзаканцян.

Люблю театр! С его шумихой, эмоциональными вспышками актеров, переменой настроения. Театр — это радость и праздник.

А вы любите театр? В нашем приполярном городе, где десятилетиями горожане ходят в свой, то есть местный театр, такой вопрос звучит как риторический. Во-первых, мы, интинцы, патриоты своего города, а значит, наш театр «Поиск» априори лучший. Во-вторых, Инта — город небольшой, все друг друга знают если не по имени, то уж визуально однозначно. В-третьих, режиссер народного театра «Поиск» Артур Арзаканцян — лицо в городе известное не только тем, кто пробовал свои силы лицедейства на сцене, а и всем зрителем. А это практически всё городское население.  

И не верится, что недавно, 30 сентября, воистину народному режиссеру Инты исполнилось 70 лет!

Театр — это, прежде всего, подмостки, куда по традиции режиссер выходит в конце спектакля, чтобы поклоном отблагодарить публику за аплодисменты. Встреча с режиссером в центральной библиотеке — необычное путешествие в закулисье, куда гостей вечера пригласили познакомиться с театральной кухней, дали возможность, что непривычно, пообщаться накоротке. 

 

 — Всегда очень приятно встречаться с людьми, которым не безразличен театр. Вы — наши зрители, которые всегда приходят на наши спектакли. Без вас спектаклей не бывает и не может быть, — обратился к зрительской аудитории в начале творческого вечера Артур Арзаканцян, режиссер народного театра «Поиск», заслуженный работник Республики Коми, лауреат государственной премии Республики Коми имени Виктора Савина. 

Слушая Артура, ловлю себя на мысли, что вопросы витают в воздухе. Кто такой режиссер? Профессия режиссера туманна и неосязаема. Режиссер необязательно должен быть драматургом, не должен уметь рисовать, как художник, не должен освещать спектакль или гримировать актеров. Немирович-Данченко говорил: «…для меня ставить пьесу все равно, что писать ее». Итак, режиссер — автор своего произведения.

А как становятся режиссером?

В 50-е годы юный Артур и его мама с Кавказа приехали в Инту, куда его отец попал не по своей воле.

— В 1955 году отца освободили, и мы решили остаться в этом замечательном городе. Я считаю себя интинцем, потому что здесь прошло детство, юность, молодые годы. А самое главное, зародилась любовь к театру, — повествовал режиссер. 

Учился он в «первой» школе, где был свой театр под руководством Виниамина Дмитриевича Плешанова. В 1966 году в Инту приехала из Московского государственного института культуры режиссер Галина Павловна Савченко, организовала театральную студию. У нее занимался молодой Артур, затем у Бориса Васильевича Астахова. Потом, когда два театральных метра уехали с Севера, Арзаканцяну пришлось выбирать: идти по спортивной стезе или театральной. Театр победил.

Старт дан в 1981 году: сначала был ТЮЗ, потом театр «Поиск». Затем «Поиск» получил звание «народного», который впоследствии подтвердили.  

— Мы смогли создать свой театр, то есть то, что я хотел. А дальше, я думаю, дело будет продолжено, потому что творческая молодежь есть. Пока будет город, театр будет существовать. Пока жизнь будет кипеть в городе, я думаю, театр должен быть, потому что он является лицом города, — непреклонен в своем убеждении Артур Арзаканцян.

Театру «Поиск» на днях исполнится 35 лет. И на протяжении всех этих лет у него бессменный рулевой — Артур Арзаканцян: режиссер, единоначальник, но все же он не может работать один. В процессе воплощения задумок он должен быть в «заговоре» с группой единомышленников. Театр — искусство коллективное.

Несколько слов о тех, чьи судьбы соединились, пересеклись с жизнью театра «Поиск». Этих нитей-судеб намного больше, но не все «поисковцы» пришли на творческую встречу режиссера. По объективным причинам. Кто пришел, рассказал о себе.  

История «поисковца» Олега Цыбина:

— Как меня угораздило попасть в театр? Это было в 1983 год. Я сидел дома. Зашел товарищ и говорит: «Пойдем в ДК. Там театр есть, сходим на репетицию, посмотрим». Я был в недоумении: театр? У нас в Инте? Заинтересовался и решил сходить.

Пришел один раз. Пришел второй раз. Пришел третий раз. Вот с 1983 года я в театре!

 

История начала в театре «Поиск» Галины Середенко, учителя истории МБОУ «СОШ № 5»:

— Я приехала в Инту в 1983 году. Училась во «второй» школе  в шестом классе. А в седьмом классе пошла в ДК: хотела на сцену, выступать. Поступила в детский театр. 

В то время в ДК наряду с ТЮЗом был театр «Поиск». Когда ходила на занятия в детский театр, то с восхищением смотрела на взрослых ребят, которые, как мне казалось, играют такие серьезные роли, а мне же тесно в маленьком детском театре! Как раз Артур Арутюнович репетировал «Варшавский набат». Артисты «Поиска» ходили с автоматами, в касках. Я думала: «Вот в такой бы театр попасть!»

А потом руководитель детского театра уехала из Инты. И я в один прекрасный день набралась смелости прийти и попроситься к Артуру Арутюновичу в группу: «Можно к вам?» Потом режиссер рассказал, что посмотрев на меня, подумал: «Какая скромная, серая мышка. Совсем ребенок, худенькая, щупленькая». 

Артур Арутюнович — добрая душа, он никогда никого не прогонит. Наоборот, он всех всегда привлекает к творчеству. Он сказал: «Конечно, приходи, попробуй». И вот так началась моя театральная жизнь. И потом мечта сбылась: я сыграла в «Варшавском набате» роль Маргариты. Это была первая крупная серьезная роль в моей актерской биографии.

 

История Антона Каминского, руководителя команды КВН «Никита любит салатик»:

— Я не совсем с «Поиска» начал. Когда пришел в ДК, моим первым руководителем была Елена Троц, которая влюбила меня в театр. К сожалению, при Елене Троц мы ставили только короткометражные отрывки. Потом Елене Александровне пришлось уехать в Москву, и Артур Арутюнович тогда любезно согласился меня и Виталика Богомолова взять в театр. Не побоюсь сказать, что мы — родоначальники молодежного театра «Поиск». Потом пришли две девочки и спросили: 

— А где здесь находится Аркадий Аркадьевич?

— Может Артур Арутюнович?

— Ой, да!

Благодаря двум этим девочкам мы и ходили в театр. Не буду скрывать: они нам нравились. Потом молодежный состав стал пополняться новыми людьми. Театр настолько вошел в нашу жизнь, что и про учебу забывали, бежали на репетицию к Артуру Арутюновичу. Это всё неизгладимо.

Моя первая роль в театре «Поиск» — царь в спектакле «Все мальчишки — дураки». Сыграли удачно, хотя зрительный зал был заполнен где-то наполовину. При этом все получили такой заряд и энергию, что после спектакля понял — это моё! В итоге решил поступить в колледж культуры на театральное отделение. 

Хочу сказать: дело Артура Арутюновича живет! Ярко. Бурно. К нам приходят дети. У них горят глаза. И это здорово!  

 

История Надежды Куттиевой:

— Я начала с «Чайки». Мне Ирина Павловна позвонила (Рогова, заместитель директора ЦДКиТ — авт.) и говорит: «Надя, ты хочешь сыграть?». А я давно к Артуру Арутюновичу поступала, он меня не брал. На это заявление Надежды участники творческой встречи отреагировали понимающим, дружеским смехом.   

— И после этого звонка я, естественно, обрадовалась — рванула в ДК. И вот с того времени и пошло. Я сыграла и в «Последнем сроке», «Моя жена — лгунья», «Энергичные люди», «Чайка». Много у меня спектаклей и среди них главные роли.

 

История Зинаиды Соломон, директора вечерней общеобразовательной школы:

— В каждом городе есть такие люди, которые олицетворяют этот город. Артур Арутюнович — вот такое известное медийное лицо Инты. 

…Я пришла играть первый спектакль, как только приехала в Инту и к нам пригласили Юру Клепикова. Он заканчивал режиссерский факультет Московского государственного института культуры. Его направили в Инту, чтобы он поставил свой дипломный спектакль. Я до этого много лет играла в сыктывкарском студенческом театре, о чем прослышали, и меня пригласили на роль Маргариты в «Варшавском набате». Я ваша предшественница (поклон в сторону Г.Середенко — авт.).

Вот там я с Артуром и познакомилась. Представляете, с тех лет он нисколько не изменился, разве чуть-чуть поседел. 

Потом мне удалось сыграть в пьесе Штока «Чертова мельница». Был такой замечательный, комедийный спектакль. Но потом я углубленно занималась в школе, занималась с ребятами в школьном театре. И мне, к сожалению, стало не до «Поиска».

Но, Артур, может быть, когда-нибудь я вернусь к тебе в театр «под крыло».

 

История Галины Терентьевой, руководителя МБУК «ЦНХТ «Дворец культуры и техники»:

— Я приехала в Инту в 1984 году на практику. Театр уже тогда был очень популярен, интересный актерский состав: Олег Цыбин, Игорь Комаров, Юрий Шайхуллин, Виктор Шило. Я очень подружилась с «Поиском», и это решило исход моего распределения. Меня уговаривали ехать в Усогорск, а я: «Нет, поеду в Инту! Там такой театр!» В общем, спасибо театру и Артуру Арутюновичу, что я в Инте!

 

История Ольги Поповой, начальника отдела культуры администрации МОГО «Инта»:

— Сегодня я неофициально. Я очень большая поклонница Артура Арутюновича. Хочу сказать, что этот человек косвенно сыграл в моей жизни решающую роль. Познакомилась я с ним в 1989 году, мне было 17 лет. Привел меня в театр мой первый будущий супруг Владимир, который играл в «Поиске». 

Я очень люблю Артура Арутюновича. Он сочетает в себе, казалось бы, несочетаемые вещи. Для меня он всегда был достаточно доступен, но в то же время у нас у всех, «поисковцев», было чувство, что это небожитель, который сошел с небес и дает возможность с ним просто пообщаться. На самом деле человек, который сочетает в себе восточную мудрость и природное обаяние. Артур — это действительно визитная карточка города.

Любите ли вы театр?

Мы идем туда, чтобы окунуться в мир грез, оторваться от повседневных забот. Мы идем, чтобы найти созвучие своим поискам, своих размышлений, найти ответы на свои вопросы. Мы говорим, что постановки театра «Поиск» пользуются успехом. Значит, режиссер уловил в пьесе, а «поисковцы» смогли передать нечто такое, что ответило на мысли и чаяния зрителей именно сегодня, сейчас.  

Можно было бы и дальше подробно излагать состоявшуюся беседу режиссера с гостями встречи в библиотеке. О том, как режиссеру удается ставить актуальные пьесы. О театральных суевериях. Об огромной мечте режиссера Арзаканцяна — организации в Инте театрального фестиваля имени Евгения Урбанского, куда бы приехали творческие коллективы из других городов России. И подарили бы нам счастье театральных перевоплощений.

Но мы поступим по-другому. Опустим занавес. А затем пригласим в ДКиТ на юбилейный «капустник» «Поиска», который намечен на 13 ноября.

Итак, до новых встреч!


Фото автора