Андрей Исаев о коррупции в Инте, закладках и «фунфыриках»

Руководитель следственного управления СК РФ по Республике Коми Андрей Исаев 25 января провел посредством видеосвязи личный прием граждан по вопросам деятельности следственного управления и прокомментировал криминогенную обстановку в Инте и итоги наиболее резонансных дел 2015 — 2016 года. 

По мнению Андрея Исаева, общая картина по криминогенной обстановке в Инте практически ничем не отличается от общереспубликанской, хотя, действительно, по отдельным категориям преступлений наблюдается рост. 

—  В целом, за 2016 год в Инте зафиксировано снижение совершенных преступлений — на 23 %. Это даже лучший показатель, чем в целом по Республике Коми (20 %). Возросло количество убийств, причинения умышленного вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. 

 Отдельно хочу отметить ситуацию со всплеском преступлений коррупционной направленности.  Выявление подобных фактов и задержание подозреваемых началось еще в 2015 году. Это привлечение к уголовной ответственности бывшего мэра города Павла Смирнова, депутата Совета МОГО «Инта» Александра Макарова, а также ряда лиц, возглавлявших управляющие компании Инты. 

Каждое преступление коррупционной направленности начинается с возбуждения уголовного дела или ряда уголовных дел, по которым собрана доказательная база для избрания меры пресечения. Дальше начинается наработка всех остальных эпизодов. 

Если говорить конкретно об уголовном деле в отношении Смирнова, то первоначально он был задержан при получении взятки. Данная спецоперация разрабатывалась в течение 2 — 3 недель. Хотя информация о том, что им и ранее совершались аналогичные действия, у нас также имелась. Но доказательной базы, достаточной для возбуждения уголовного дела и предъявление ему обвинения, не было. 

Уже в ходе расследования, когда П.Смирнов был задержан и в отношении него избрали меру пресечения в виде содержания под стражей, тогда началась кропотливая работа по сбору доказательств по остальным эпизодам. Когда соответствующая доказательная база была собрана, ему было предъявлено обвинение по 4 эпизодам получения взятки и 1-му эпизоду воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

По делу Александра Макарова для нас самое главное, что те составы, по которым были собраны доказательства, «устояли» в судебном процессе. Хотя первоначально, как вы знаете, ему дали условный наказание, а после апелляции прокуратуры — реальное лишение свободы.  Почему суд первой инстанции вынес более мягкий приговор? На мой взгляд, такое решение было принято с учетом того, что Макаров в полном объеме при признал свою вину, пытался возмещать нанесенный ущерб, кроме того с ним было заключено досудебное соглашение. Органы прокуратуры посчитали, что наказание должно быть более строгим, и апелляционная инстанция с ними согласилась. 

Выросла статистика по налоговым составам. Если в 2014 — 2015 гг. таких уголовных дел были единицы, то в прошлом году их было возбуждено достаточно много. 

Сейчас, понятно, такого роста коррупционных и экономических преступлений не наблюдается — выявленные ранее факты пресечены, им дана оценка, дела направлены в суд, по каким-то из них уже вынесены решения. 

Андрей Исаев отметил и тот факт, что в нашем городе увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними по особо тяжким делам, связанным со сбытом наркотиков. 

— Общая тенденция такова: преступления, совершаемые несовершеннолетними, это, как правило, преступления, совершаемые в группах, притом неоднократно. И если на территории того ли иного города, муниципального района есть какая-либо группировка, то до тех пор, пока не будет пресечена ее деятельность, рост все равно будет наблюдаться. Как только деятельность группировки пресечена, сразу же можно наблюдать снижение общего показателя. 

В качестве примера Андрей Исаев привел деятельность межрегиональной преступной группировки, занимавшейся наркотиками, в составе которой действовали представители Нижегородской области и Пермского Края. Преступники попробовали поработать по так называемым «закладкам» на территории Республики Коми. В начале 2016 года, благодаря работе тогда еще УФСКН, а после ликвидации ведомства — МВД и ФСБ, деятельность группировки была пресечена. После чего по концу прошлого года показатель подростковой преступности по региону резко снизился. 

— Конечно, в каждом городе есть свои субъективные факторы, — подчеркнул Андрей Исаев. — В Инте рост подростковой преступности связан с распространением наркотических средств, как правило, это закладки «синтетики». Однако в статистику данные факты попадают как «один эпизод — одно преступление». Если же говорить в общем, по криминальным направлениям, то в структуре преступности роста не наблюдается. Органам профилактики и Комиссии по делам несовершеннолетних нужно провести отдельный анализ произошедшего и принять конкретные меры. Потому что, если речь идет о группировке, то это, как правило, либо учащиеся отдельно взятого учебного учреждения, либо подростки, проживающие в одном квартале. 

Руководитель следственного управления прокомментировал и обстановку в Республике Коми с суррогатным алкоголем. По мнению Андрея Исаева, трагедия в Иркутске дала государству весомый повод для того, чтобы взять сферу под жесткий контроль:  

— Случаи массового отравления «Боярышником» в Иркутске потрясли всю страну. Отмечу, что иркутские организации при изготовлении алкогольной продукции использовали метанол, а не «традиционный» для производства суррогатов этанол. Возможно по ошибке, я не думаю, что это было сделано специально. 

В Республике Коми от отравления суррогатами в среднем умирают 200 — 300 человек в год. Однако это не отравление метанолом, люди умирают от передозировки алкоголя на основе этанола. Этанол также опасное вещество, и последствия индивидуальны для каждого человека — для кого-то смертельной становится бутылка водки, кто-то погибает после нескольких литров. 

Если говорить в целом о суррогатном алкоголе, включая те самые «фунфырики», до недавнего времени у государства не было механизма запретить их реализацию. К сожалению, только такой страшный случай в Иркутске позволил взять эту сферу рынка под особый контроль. Сейчас, безусловно, будут приняты все возможные меры для наведения порядка, законодатель урегулирует эту сферу деятельности. Например, я полностью согласен с решением запретить продавать «фунфырики» через так называемые уличные автоматы. К счастью, могу сказать, что в Республике Коми это жестко пресекалось.